О практике рассмотрения обращений в следственном управлении в 2012 году


Следственным управлением Следственного комитета РФ по Республике Бурятия проведено обобщение и анализ работы по рассмотрению и разрешению обращений граждан, поступивших в следственное управление и его территориальные подразделения в 2012 году.

Анализ показал, что  работа по рассмотрению обращений граждан в следственном управлении и подчиненных ему территориальных следственных отделах организована в соответствии с Федеральным законом «О рассмотрении обращений граждан», главой 16  Уголовно-процессуального кодекса РФ, организационно-распорядительными документами Следственного комитета Российской Федерации.

В соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса, ведомственных инструкций во всех следственных отделах и аппарате следственного управления имеются  надлежаще оформленные информационные стенды с необходимыми образцами документов, выписками из законодательных актов и организационно-распорядительных документов, а также ящики для приема обращений с указанием времени выемки из них корреспонденции и должностных лиц, ответственных за выемку.

Должностными инструкциями руководителей всех следственных отделов предусмотрена их личная ответственность за рассмотрение обращений и прием граждан. Усилен ведомственный контроль за данным направлением деятельности.

В 2012 году обращения граждан рассматривались и разрешались в соответствии с требованиями Федеральных Законов,  УПК РФ и ведомственной Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета Российской Федерации, без нарушений установленных сроков. В обязательном порядке, в большинстве следственных отделах,  на все обращения оформляются соответствующие статистические карточки.

Мнения граждан, изложенные в обращениях, тщательно проверяются и учитываются при выполнении задач, стоящих перед следственными органами Следственного комитета РФ.

В результате принятых мер наметилась устойчивая тенденция, свидетельствующая об улучшении показателей, характеризующих состояние работы с обращениями граждан.

Всего за анализируемый период следственными отделами СУ СК РФ по РБ по существу (без дубликатов) разрешено 963 обращений или 74,2% (аналогичный период прошлого года (АППГ) - 975 или 76,4%).

Наибольшее количество обращений рассмотрено в  Советском СО– 89, Гусиноозерском МСО – 65, Кабанском СО -46, Северобайкальском МСО -34.
За анализируемый период рассмотрено 205 обращений на действия и решения следователей в порядке, предусмотренном ст.124 УПК РФ (АППГ -238), из них признаны обоснованными и удовлетворены 10 жалоб или 4,8 процентов (АППГ – 25 или 10,5%). Несмотря на наметившуюся  тенденцию к уменьшению количества удовлетворенных обращений,  этот показатель является выше средне-российского, который составляет 2,2%.
Ряд руководителей следственных подразделений в 2012 году приняли меры к улучшению качества принимаемых следователями процессуальных решений и у процессуального контроля за деятельностью отдела.

Так, несмотря на увеличение жалоб, рассмотренных в порядке ст.124 УПК РФ в следственном отделе по Октябрьскому району (47), снизилось количество удовлетворенных (2), что свидетельствует об улучшении качества процессуального контроля со стороны руководителя отдела, а также о повышении качества работы следователей.

Снизилось количество обращений, рассмотренных в порядке ст.124 УПК РФ в следственном отделе по Советскому району. Удовлетворенных жалоб в порядке ст.124 УПК РФ в следственном отделе за анализируемый период не было.

Проведенный анализ  показывает, что в следственном отделе по Заиграевскому району также  принимаются меры к улучшению качества работы по данному направлению деятельности. За 12 месяцев  2012 года  по всем 16 обращениям, рассмотренным в порядке ст.124 УПК РФ,  обоснованно приняты решения об отказе в их удовлетворении. В то время как в  2011 года было удовлетворено 4  жалобы из 17.

Не удовлетворялись в 2012 году жалобы, рассмотренные в порядке ст. 124 УПК РФ, на действия и решения следственных работников отдела по расследованию особо важных дел, Гусиноозерского, Джидинского Хоринского межрайонных следственных отделов, в Кабанском, Прибайкальском следственных отделах.

В Железнодорожном следственном отделе, Кяхтинском МСО в первом полугодии 2012 году  по жалобам в порядке ст. 124 УПК РФ были отменены по одному постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенные следователями этих следственных отделов. По итогам 2011 года удовлетворенных обращений в указанных подразделениях  допущено не было. Во втором полугодии 2012 года в указанных следственных отделах руководителями приняты меры к устранению допущенных недостатков и работа в данном направлении несколько улучшилась.

В Мухоршибирском межрайонном следственном отделе несмотря на снижение количества  жалоб (с 12 до 8) , рассмотренных в порядке ст.124 УПК РФ, качество процессуального контроля ухудшилось.

Так по обращению жительницы г.Улан-Удэ  о несогласии с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела по факту смерти  сына  03.02.2012 руководителем МСО принято решение об отказе в удовлетворении жалобы. В ходе проверки был изучен отказной материал, решение следователя признано законным и обоснованным.

Однако 24.02.2012 года  заместителем прокурора Тарбагатайского района  по жалобе женщины  постановление  об отказе  в возбуждении уголовного дела по факту смерти было отменено и материал возвращен для дополнительной проверки.
08 марта 2012 года старшим следователем Мухоршибирского межрайонного следственного отдела, после выполнения указаний прокурора, вновь вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В числе удовлетворенных жалоб в следственном управлении СК РФ по Республике Бурятия за 2012 год также указана и 1 жалоба, удовлетворенная в порядке ведомственной Инструкции № 17 от 19.09.2007, т.е. по которой приняты меры реагирования, направленные на ее удовлетворение, не требующие принятия решения в порядке ст.124 УПК РФ.

Так, в следственное управление 16 апреля 2012 года поступило обращение   о поощрении сотрудников Хоринского межрайонного следственного отдела за раскрытие особо тяжкого преступления, совершенного в условиях неочевидности.  По результатам рассмотрения обращения заместитель руководителя Хоринского МСО, расследовавший уголовное дело, поощрен денежной премией.

Анализ поступающих обращений показал, что рост количества поступивших, на фоне снижения доли рассмотренных по существу и удовлетворенных обращений, обусловлен значительным числом обращений по вопросам, не относящимся к компетенции органов следственного управления.

Зачастую граждане обжалуют решения, принятые другими правоохранительными органами, а также просят возбудить уголовные дела в отношении следователей этих правоохранительных органов, принявших, по их мнению, незаконные решения, без приведения достаточных данных для проверки в порядке ст.144-145 УПК РФ. Также граждане обжалуют действия должностных лиц органов местного самоуправления, учреждений и организаций, полагая, что следственное управление наделено такими же надзорными функциями, что и прокурор республики. Кроме этого продолжается рост обращений, в которых заявители выражают несогласие с вынесенными судебными решениями, в связи с чем высказывают требования о привлечении судей к уголовной ответственности за вынесение неправосудных решений и нарушения в ходе судебного процесса.

В 2012 году продолжена работа по улучшению качества рассмотрения обращений по фактам коррупции.За анализируемый период в следственном управлении рассмотрено 21 обращение граждан, в которых сообщалось о коррупционных проявлениях, а также  содержались ходатайства по уголовным делам указанной категории (АППГ – 59).  

Анализ показал, что при рассмотрении обращений нарушений порядка и сроков рассмотрения допущено не было. Принятые решения согласовывались с отделом процессуального контроля следственного управления.

В 2012 году граждане более активно использовали свои законные возможности по обжалованию действий следователей и руководителей следственных органов в судах первой инстанции Республики Бурятия. Анализ показал, что при росте жалоб, рассмотренных в порядке ст.125 УПК РФ, отмечается снижение количество удовлетворенных жалоб судами.